Самолёты времён войны не примут участие в парадах Победы

У нынешнего праздника Победы-76 два отличия от прошлого праздника Победы-75 по части ретро-авиации. Одно из них со знаком «плюс», другое — со знаком «минус». Накануне предстоящего Великого дня на Урале открылся крупнейший музей, где выставлена авиационная техника времен войны. Но «в комплекте» с такой приятной новостью — известие, явно не обрадующее любителей старых самолетов. В этом году 9 мая не состоятся полеты восстановленных крылатых машин военного времени.

Фото: Кадр из видео

6 мая в городе Верхняя Пышма под Екатеринбургом состоялось торжественное открытие авиационного музея «Крылья Победы». Это новая демонстрационная площадка крупнейшей в России выставки военной и гражданской техники — Музейного комплекса УГМК.

В специально построенном здании площадью 9 тысяч кв. м, разместили три десятка крылатых машин — образцы техники, которая использовалась во время 2-й Мировой войны. Причем некоторые из этих ветеранов принимали участие в боевых действиях. Годы спустя сбитые самолеты были обнаружены поисковиками в труднодоступных местах, вывезены оттуда, тщательно отреставрированы опытными мастерами. Теперь истребители, бомбардировщики, транспортники, которым стукнуло чуть ли не 80 лет, предстали в экспозиционных залах перед посетителями в своем первоначальном виде.

Среди экспонатов можно встретить настоящие легенды Великой Отечественной. Например, истребитель И-16 — «ишачок», на котором в основном сражались советские летчики с асами люфтваффе в первые месяцы войны, или У-2 — простенький «фанерный» биплан, перепрофилированный нашими авиаторами из учебного самолета в грозный ночной бомбардировщик.

Есть в новом музее и очень редкие образцы. Среди них — американская летающая лодка PBY-5A Catalina. Такие крылатые машины союзная Америка поставляла в СССР по ленд-лизу. Из нескольких сотен полученных «Каталин» у нас к сегодняшнему дню не сохранилось ни единой. Экземпляр для музея удалось приобрести в одной из стран Южной Америки. Примечательно, что этот «водоплавающий» самолет еще совсем недавно трудился, продолжая совершать полеты. На Урал его доставили в разобранном виде, и уже на музейной площадке местные умельцы вновь собрали летающую лодку. К слову сказать, «Каталина» — самый крупный экспонат, установленный в залах музея «Крылья Победы», под крышей. Ее длина 19 метров, а размах крыльев — свыше 30 метров. Два более габаритных образца самолетов пришлось выставить для обозрения на открытой площадке. Это советские бомбардировщики АНТ-40 и Пе-2ФТ.

Еще о «верхнепышминских» крылатых раритетах. В зале представлены несколько «американцев», которых отправляли для советских авиационных частей по ленд-лизу. Это бомбардировщики A-20 Boston и B-25 Mitchell, а также ближнемагистральный транспортный самолет Douglas DC-3.

Посетители музея могут увидеть также технику, на которой сражались в воздухе наши противники. В зале демонстрируется немецкий истребитель Messerschmitt Bf 109G-6. Этот «мессер», сбитый в одном из боев, нашли на Кольском полуострове в достаточно хорошей сохранности и доставили на Урал. При тщательном обследовании крылатой машины реставраторы обнаружили на его бортах рисунки — фирменный «автограф» немецкого пилота. Их удалось восстановить.

Организаторы музея обещают, что в дальнейшем экспозиция «Крыльев Победы» будет пополняться новыми образцами авиа-техники, которая применялась в годы войны.

Ну а теперь к сладкому вкусу уральской «бочки меда» придется добавить горчинки.

Год назад автор этих строк с удовольствием описывал замечательное событие «в стиле ретро», приуроченное к празднованию 75-летнего юбилея Победы: при проведении праздничного воздушного парада над Новосибирском вместе с современными машинами пролетел истребитель МиГ-3 – участник войны. Помимо этого были и другие случаи, когда крылатые ретро-машины, восстановленные умельцами до летного состояния, поднимались в воздух для участия в демонстрационных полетах на радость многочисленным зрителям. Например, в Самаре для этой цели сохранены два отреставрированных биплана — ночные бомбардировщики У-2.

Увы, изучив программы воздушных парадов по случаю нынешнего 76-летия Победы, запланированные на 9 мая в нескольких городах страны, ни в одной из них не удалось обнаружить упоминания об участии самолетов-ветеранов. А ведь такие полеты «крылатых старичков» — настоящий гвоздь программы крупных воздушных фестивалей и парадов во многих странах! Почему же мы после прошлогодних успехов вдруг решили сделать шаг назад? Или отремонтированные ретро-машины разучились летать?

— Восстановленные до летного состояния экземпляры техники образца военных лет в России имеются, — пояснил Олег Лейко, специалист-авиареставратор с многолетним стажем. — Однако на данный момент ни один из этих самолетов не может подняться в воздух. Дело в том, что у них истек срок действия сертификатов летной годности. Такие документы выдаются подразделениями Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) на год и потом должны обновляться. Но, насколько мне известно, в последнее время центры сертификации фактически прекратили выдачу подобных «пропусков в небо» нашим «подшефным» самолетам.

— С чем это связано?

— Еще летом прошлого года в газетах и интернет-изданиях прошла информация о том, что в России могут ввести запрет на использование при проведении авиационных работ единичных экземпляров воздушных судов (ЕЭВС), то есть летательных аппаратов, которые не являются серийными. А восстановленные ретро-самолеты как раз попадают в эту категорию. Видимо, нынешние проблемы с получением сертификатов летной годности для восстановленных машин времен Великой Отечественной — отголосок тех летних событий.

— То есть реально летающие «ветераны войны» у нас есть, но им не дают разрешения на взлет?

— Совершенно верно.

— А если бы сертификаты все-таки продолжили выдавать, много ли ретро-самолетов можно было бы поднять на крыло для участия в праздничных воздушных парадах?

— Их на самом деле в России пока совсем не много. Общее количество восстановленных до летного состояния ретро-самолетов, имеющихся у нас в музейных и частных коллекциях, можно оценить приблизительно в 12-15 штук. Но из них далеко не все находятся на данный момент в «боевой готовности». У некоторых двигатели выработали ресурс, другие требуют профилактического ремонта… Думается, 6-7 самолетов-ветеранов могли бы в честь 76-летия Победы подняться в воздух и поучаствовать в парадах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»