Проклятья нет, с грехом надо бороться, священники – не святые: митрополит Кубанский Григорий

Проклятья нет, с грехом надо бороться, священники – не святые: митрополит Кубанский Григорий

Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий (Петров) прибыл на Кубань по направлению Священного Синода полгода назад. До этого он нёс послушание на кафедре Челябинской епархии.

Родился будущий митрополит Кубани 26 декабря 1974 г. в городе Любиме Ярославской области. Крестился младенцем. С малых лет прислуживал в алтаре и пел на клиросе Спасо-Введенского храма города Любима. В 1992 году по окончании средней школы поступил на физический факультет Ярославского государственного университета им. Демидова. Учебу в университете совмещал с исполнением обязанностей псаломщика Крестобогородского храма города Ярославля. В 1997 году поступил в Московскую духовную семинарию. Затем, в 2000 г. поступил в Московскую духовную академию, которую закончил в июне 2004 г. со степенью кандидата богословия. 3 мая 2009 года пострижен в монашество с именем Григорий в честь святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, его поминают 27 ноября, по новому стилю, а по старому 14 ноября. С того времени монах прошел путь до митрополита. Если говорить мирским языком был солдатом, а стал генералом за 9 лет.

 28 декабря 2018 года он возглавил Челябинскую митрополию. 3 января 2019 за Литургией в Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита. Решением Священного Синода от 15 апреля 2021 года ему было определено стать Преосвященным Екатеринодарским и Кубанским, главой Кубанской митрополии.

Наша редакция накануне получила возможность встретиться с главой Кубанской митрополии и задать ему ряд вопросов, которые волнуют прихожан православных храмов Краснодарского края.

Проклятья нет, с грехом надо бороться, священники – не святые: митрополит Кубанский Григорий

Прошло полгода, как Вы на кафедре митрополии Кубани. Какие увидели плюсы и минусы в епархии? Что следует поменять?

Я приехал на Кубань по решению священноначалия с одной целью — служить Богу и приносить пользу Святой Церкви. Считаю, что предыдущие архипастыри сделали очень много. Мне вместе со священниками предстоит продолжать эти труды и укрепляться в вере, милосердии и любви. Надеюсь, что с помощью Божией мне удастся здесь активизировать церковную жизнь. Существенных изменений в епархии не произошло. Но они обязательно будут происходить, Церковь — это живой организм. Каждый священнослужитель должен трудиться на своем месте и отдавать свои силы на благо Святой Церкви.

По какому критерию выбираются благочинные округов?

Благочинные выбираются по критерию возможности принести пользу жизни Церковной, её развитию. Как правило архиерей назначает того или иного священника на послушание и наблюдает, как он выстраивает отношения с общиной и внешним, по отношению к Церкви миром, какова его проповедь. Очень важно, чтобы священник был активен, чтобы число прихожан постоянно умножалось. Сейчас много людей крещёных, но, к сожалению, не воцерковленных. Необходимо активно проповедовать Христа Спасителя. Этим надо сейчас заниматься, и очень активно. Люди приняли крещение и приняли его формально, кто-то в детском возрасте, а кто-то будучи взрослым, и этих людей реально надо привести к Богу, потому что они жизнь христианскую не ведут, и по сути дела христианами не являются. Это наша проблема, и мы ее должны решать.

Стоит ли в храмах ожидать повышения пожертвований на требы, свечи и другие церковные товары?

Нет, мы не стремимся повышать пожертвования. Происходит это в случае крайней необходимости – ведь наши приходы существуют на пожертвования прихожан и приходится часто его тарифицировать, чтобы свести концы с концами. В храмах необходимо выплачивать заработную плату духовенству и служащим мирянам, оплачивать коммунальные услуги, производить другие обязательные платежи, заниматься реставрацией и ремонтом наших храмов. Мы живем в обществе по определенным законам, этим законам следуем. Кроме того, Церковь занимается активной благотворительной и социально-просветительской деятельностью, помогает нуждающимся, и на всё это нужны средства.

Какова официальная зарплата штатного священника Екатеринодарской епархии и, например, той откуда вы прибыли?

В разных храмах у нас разная зарплата священников, но в пределах средней официальной по краю.

В митрополии существует церковный суд. Какие из священников сейчас в запрете, в каких храмах и почему? По какой причине следует мирянину обращаться в церковный суд?

В церковном суде рассматриваются вопросы канонического порядка. Если у мирянина, или у священника есть проблемы или вопросы к жизнедеятельности того или иного лица в священном сане, он обращается к правящему архиерею. Если его подозрения оправдывается, то дело рассматривается на специальной комиссии – дисциплинарной, а потом передается в церковный суд. Например, священник небрежно относится к совершению богослужения, церковной проповеди, развелся и вступил во второй брак, злоупотребляет спиртными напитками, ведет себя недостойным образом. Решения в таких случаях принимаются, порой самые жесткие.

Но самое главное – это осознание неправоты, принесение покаяние, и если это не происходит, то принимаются серьёзные канонические прещения.

Проклятья нет, с грехом надо бороться, священники – не святые: митрополит Кубанский Григорий

Помогает ли епархия вдовам умерших священников, если да, то как?

Мы оказываем материальную помощь вдовам священников. Причем помощь идет регулярная. У нас в епархии есть специальная комиссия, которая решает данные вопросы.

Почему священники Екатеринодарской епархии будучи в служении, не в запрете, передвигаются по городу и краю в мирском облачении?

Я прошу наших приходских священников, чтобы они, выходя за приходскую ограду обязательно были в рясе или подряснике, и с крестом. Потому что такая одежда служит ничем иным как наглядной проповедью внешнему миру, который пока еще далек от Церкви.

Пожилые священнослужители, по обычаю советского времени не носят «духовного платья» за оградой храма. Но бывают разные обстоятельства, когда священник не может носить рясу и подрясник, находясь вне храма. Например, священник занимается решением хозяйственных вопросов, строит храм, покупает строительные материалы, сам лично принимает активное участие в стройке – есть разные дела, когда неудобно работать в подобающем священнослужителю виде.

Кто из вашего окружения прибыл на Кубань и какие административные места в храмах и епархии они занимают?

До назначения на Кубань, я служил в Челябинской митрополии. Прибыли со мной в Екатеринодар лишь некоторые мои ближайшие помощники. Иеромонах Лаврентий сейчас заведующий канцелярией Екатеринодарской епархии, Ольга Луканина трудится в информационном отделе, Анна Юрина занимается подготовкой выпусков видионовостей, также мне помогают несколько сотрудников из Челябинска на технических должностях в Екатеринодарской епархии.

Трое прибывших вместе со мной с Южного Урала священнослужителей служат обычными клириками храмов города Краснодара.

Проклятья нет, с грехом надо бороться, священники – не святые: митрополит Кубанский Григорий

Какой на ваш взгляд храм вам ближе всех и по душе из тех, что в Краснодаре?

В настоящее время я знакомлюсь с приходской жизнью нашей епархии. Посещаю храмы, совершаю богослужения, молюсь вместе со священнослужителями и прихожанами. Самый близкий мне – это наш Свято-Екатерининский кафедральный собор. К сожалению, этот храм не избежал участи большинства православных церквей нашей Родины, перед войной он был закрыт, долгое время в нем не совершали богослужения, его планировали дважды разрушить. Его, изуродовали, закрыв со всех сторон жилыми домами. В соборе долгое время не проводилось ремонтных работ, и сейчас хоть и не с той интенсивностью, как хотелось бы, но они идут. Надеюсь с помощью Божией отреставрировать этот храм. Собор- кафедральный, главный храм города, епархии и всей митрополии, и он должен быть самым благолепным храмом Кубани, а для этого предстоит сделать еще очень многое, и внутри и снаружи.

Ожидается ли в Краснодаре массовая стройка церквей?

Храмы будут строиться – ведь город растет, будут появляться новые микрорайоны, и там, где создадутся общины православных христиан, будут возводиться православные храмы.

В митрополии очень много социальных направлений служения, какому из них следует уделить вам и православной общественности пристальное внимание?

Милостью Божией, социальная деятельность нашей Церкви сейчас активно развивается, причем по самым разным направлениям, радует то, что у прихожан наших храмов есть желание помогать нуждающимся. Наши прихожане объединяются в сестричества, братства, аккумулируют средства, собирают вещевую и продуктовую помощь и передают нуждающимся. Нельзя человека оставлять без помощи – на это направлены усилия Церкви.

Мы сейчас занимаемся решением вопроса помощи женщинам в кризисных ситуациях, беременным, с детьми, которые по разной причине оказываются без жилья и пропитания, иной раз буквально на улице. Мы стараемся помочь и помогаем таким людям.

В Краснодаре есть духовная семинария, будет ли она расширяться, если да, то до каких пределов?

Я поставил задачу перед руководством семинарии – получить государственную аккредитацию, а затем и лицензию на образовательную деятельность. Это задача, которая сейчас решается.

В настоящее время обучение ведется по программе бакалавриата, нужно стремиться к тому, чтобы в нашем духовном учебном заведении была возможность обучения по программе магистратуры, как это осуществляется в других семинариях.

Надеюсь, в недалеком будущем в семинарии будет открыто регентское отделение, которое готовит руководителей и певцов приходских хоров, а также иконописное.

Считаю, что выпускник нашей семинарии, будущий священнослужитель должен получить во время обучения необходимые знания и навыки, чтобы быть не только добрым пастырем, но и интеллектуально соответствовать ожиданиям общества, грамотно и убедительно отвечать на все вопросы.

Проклятья нет, с грехом надо бороться, священники – не святые: митрополит Кубанский Григорий

На Кубани есть в одном из вузов теологический факультет, вы взаимодействует с ним?

Наши священнослужители там преподают, и это направление я буду поддерживать.

Сколько и где находятся специализированные воскресные школы на Кубани? Сколько детей туда ходит?

Воскресные школы имеются практически при каждом православном храме. Количество учащихся зависит от размера прихода, где-то 10-20 детей, а где-то и несколько десятков. Более того, развивается движение православных следопытов, с тем, чтобы выпускники воскресных школ могли и далее заниматься различными направлениями в жизни церкви.

В каких школах Кубани преподают основы православной культуры?

Во многих. Что касается ОПК, его следует преподавать качественно, и эти уроки не несут вероучительного характера. Это предмет культурологический, в процессе изучения которого детям объясняется, что есть добро и зло. Школьники Кубани знакомятся с верой наших предков, их культурой, с заповедями Божьими, духовными законами, по которым жили наши предки. Надеюсь, что знания об этом, будет неким удерживающим началом, а этот предмет будет носить и воспитательный характер, воздействовать в том числе и на поведение детей. Ведь поведение человека зависит от его духовного устроения, от этого никуда не денешься. Дух творит себе формы. И самое главное следить за своим духовным состоянием. Каковы мысли человека, таковы его и дела. И если нет там удерживающего от злых мыслей и поступков начала, то с этим можно столкнуться и ощутить действие этого духа.

В митрополии есть тюремное служение. Известно, что некоторые люди собираются даже создать журнал, который будет рассказывать об этом направлении. Какая будет оказана поддержка этим инициаторам?

Епархиальное управление всегда идет навстречу добрым инициативам. Сейчас священнослужители посещают места заключения, доставляют туда литературу. Мы делаем все, чтобы человек осознал, что он согрешил, и встал на путь исправления, сделал для себя выводы и далее, в жизни своей, старался не совершить преступлений.

В нашей епархии есть планы по реабилитации осужденных. Они связаны с тем, что заключенному, отбывшему срок, трудно вернуться к обычной жизни и иногда даже некуда пойти после окончания тюремного срока. Мы планируем создать, здесь, недалеко от Краснодара, в сотрудничестве с руководством ФСИН реабилитационный центр, где бывшие заключенные будут получать жилье, питание, и, я надеюсь – самое первое, необходимое для них – трудоустройство, хотя бы временное. Место уже есть и руководство ФСИН заинтересованно в этом. Мы будем реализовывать проект вместе с ними.

Проклятья нет, с грехом надо бороться, священники – не святые: митрополит Кубанский Григорий

Какую помощь оказывают казаки Кубани храмам, духовенству? В чем она проявляется?

Взаимодействие с казаками проявляется в конкретной помощи — в охране общественного порядка во время массовых богослужений на церковные праздники– Рождества Христова, Крещения Господня и Пасхи, в организации крестных ходов, в решении вопросов, связанных с воспитанием подрастающего поколения, проведении памятных и просветительских мероприятий.

Кубань позиционирует себя как казачий край, много ли казаков ходит в храмы? Если ходят, то почему они не соблюдают христианские правила – пьют, курят, бьют людей, воруют, лгут?

Нельзя так судить обо всех, кто называет себя казакам. Обращаясь к кубанским казакам, часто повторяю – «Казак без Православной веры, не казак». Я всегда рад видеть казаков в храмах на богослужении.

Нет человека без греха – независимо от того, казак он или нет. Мы и обличаем, и добрым словом вдохновляем. Иной раз можем указать на конкретные недостатки. Сам Христос говорит, чтобы к такому человеку нужно обратиться и один на один, и при свидетелях, и объяснить ему, что так жить нельзя. Человек должен сам решать, либо он является христианином, либо называется им лишь внешне, лицемерно. Ведь христианство – это не только словесное исповедование веры или сумма знаний о Боге, и о Священном Писании, но и сама жизнь, вера не мыслиться без дел, вера от дел неотделима. Вера неотделима от жизни. Моя вера в Бога определяет мое мировоззрение. Это не только молитва в храме или дома, это не только следование благочестивым обычаям. Это все необходимо, но если нет у человека внутреннего духовного начала, если нет убежденности в правоте и необходимости для него Христа-Спасителя, то тогда можно сказать, что человек лицемер! Христос постоянно обличает фарисеев, называя их лицемерами. Самое главное понимать, что православие и его исповедование – это не только устное свидетельство, но и сама жизнь. Иногда мы имеем доброе свидетельство о человеке, но в определённый момент он ведет себя мягко говоря не по-христиански, и вот здесь-то является его суть. Самое главное — нам надо помнить, что Бог всех нас христиан помилует, если Его об этом просить, если к Нему мы обратимся. Мы должны осуждать не человека, а обличать грех. Каждый человек отвечает за свои поступки, отвечает перед Богом. Покаяться за другого человека нельзя. Нам предлагают часто покаяться за других, в том числе и за цареубийство. А те, кто его совершали – они каялись?! Покаяться за другого человека, без его участия нельзя. Поэтому православные христиане должны своей жизнью являть пример для других, пример того, как жить по Заповедям Божиим.

Хотелось бы узнать Вашу позицию, как иерарха Русской Православной Церкви относительно названий планет Солнечной системы, так как они являются нехристианскими, и собственно происхождения Вселенной, в частности о теории Большого взрыва. Как она сообразуется с творением Вселенной Бога?

Сейчас есть различные направления в современном богословии. Оба направления считают, что творцом мира был Бог, мир сотворен Богом из ничего. А как конкретно это произошло, этот мир получил свое бытие, есть разные точки зрения. Бог дал законы, по которым мир, изначально созданный им развивается и достигает современного состояния, или Бог мог сотворить мир в его существующем виде. Это креационизм и эволюционизм. Христианин вправе выбирать, какого направления ему держаться, но творцом мира является Бог. Если говорить на языке современных ученых, виновником, источником «Большого взрыва» является Бог.

Что же касается названия планет, мы же их не обожествляем, как это делали язычники, они являются творением Божиим.

Существует ли родовое проклятие? Может ли оно существовать в православное среде, где все прощается?

Нет никакого родового проклятия. Каждый человек отвечает за свои конкретные дела и за свои поступки. Бог спросит с каждого за содеянное по своей воле зло.

Человек, имея определенную склонность к греховным поступкам (например, алкоголизм, курение и т. д.), которую он может наследовать от своих родителей, осознав эту греховную предрасположенность греховной, т. е. губительной для себя, может приложить усилия духовного характера, чтобы избавиться от них. В этом случае есть надежда, что уже его дети не будут иметь таких пагубных, губительных для человека наклонностей. Но за свои действия каждый конкретный человек отвечает перед Богом.

Что из себя представляет Рай, как выглядит?

Мы сейчас говорим о Царстве Божием. Оно наследуется теми, кто к нему стремится. Описать его человеческими словами невозможно, но это то вечное благо, которое Бог уготовил любящим Его. Только Он знает, что является настоящим благом для человека.

Почему православные священники тяготеют к роскоши, а не раздают свое имущество тем же нуждающимся прихожанам?

Священнослужители – это разные люди, они, как и все отличаются один от другого, это люди, живущие в обществе и порой подверженные его страстям. Как сказано в Писании, «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20). Священнослужители должны, как и другие люди, бороться со своими страстями, чтобы проповедать Христа не только словами, но и самой своей жизнью. Священник должен вести людей ко Христу. Это самая главная его обязанность. Да, священники бывают разные. Но в роскоши живут единицы.

Тех, кто ведет неправильный, неподобающий для священнослужителя образ жизни, мы будем вразумлять, и, если это необходимо, применять канонические меры воздействия, вплоть до запрещения в священнослужении.

Кому Вы исповедуетесь, кто Ваш духовник?

Я исповедуюсь, когда приезжаю в Москву, в Троице-Сергиевскую лавру. Духовника называть не буду. Это не совсем корректно.

Какие у Вас, как митрополита, взаимоотношения с администрацией края, города?

Отношения с администрацией края самые добрые, и я надеюсь, что это взаимодействие с обоюдной выгодой. Мы будем содействовать изменению духовной жизни людей в лучшую сторону. Церковь более заботится о духовном, государство — о материальном. Но, на мой взгляд – духовное в человек должно преобладать над материальным.

Каков ваш обычный распорядок дня?

В воскресные и праздничные дни совершаю богослужения в храмах, знакомлюсь с храмами и приходами епархии, во внеслужебное время веду прием священников, прихожан по самым разным вопросам, также общаюсь с предстателями светской власти, общественниками и журналистами. Встаю рано, и как каждый православный христианин начинаю свой день и заканчиваю молитвенным правилом.

Есть ли у вас увлечение, например, некоторые иерархи любят быструю езду на автомобилях или занимаются прикладными видами спорта, а как у вас?

Подобным увлечений у меня нет, не хватает времени на это. Мне нужно успеть помолиться, и людей принять, и к богослужению подготовиться, и Слово Божие почитать.

Какова Ваша любимая молитва, канон, акафист?

Ежедневно читаю молитву Оптинских старцев. Ежедневно читаю канон Пресвятой Богородице, после утреннего и вечернего молитвенного правила.

Как вы пришли к Богу, расскажите об этом.

В православной среде считается плохим тоном рассказывать о себе. Если человек много о себе говорит, о своем жизненном пути рассказывает со всеми подробностями, это первый признак того, что человек находится в прелести. Я постоянно избегаю ответов на эти вопросы. Но, могу лишь кратко ответить, что пришёл впервые в православный храм в раннем детстве вместе со своими родственниками — с бабушкой, дедушкой и тётей.

Как научиться слышать Бога и своего ангела хранителя?

Мы волю Божью знаем из Евангелия. Мы должны исполнять в своей жизни, то чему нас учит Господь наш Иисус Христос, а если оступаемся на этом пути, каяться и возвращаться него вновь.

Что же касается ангела – хранителя, то мы обращаемся к нему, читая утренние и вечерние молитвы, просим его помочь твердо встать на путь спасения, путь исполнения заповедей Божиих.

Как понять, священник тебе дает совет или Бог на исповеди?

Священник действительно дает только совет. Человек сам для себя, услышав этот совет, должен решать, может ли он его исполнить. Каждый человек наделён разумом. Священник не оракул, который может предсказать что-либо, он дает лишь совет, в том числе и по вопросам духовной жизни.

В какой период времени Литургии происходит претворение вина и хлеба в Кровь и Тело Иисуса Христа, на каком этапе молитвы?

На Литургии, когда священник произносит: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще, о всех и за вся», читает специальные молитвы над Дарами, благословляет их, именно в этот момент происходит преложение, как мы, православные христиане, говорим хлеба и вина в истинное Тело, и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

Священник, творящий Литургию и будучи злым и недобрым, похищает благодать или нет?

Ни в коем случае! Благодать Таинства не зависит от нравственного облика священнослужителя. Хотя за духовным обликом каждого пастыря Церковь строго следит.

Антиковидные запреты повлияли на жизнь Кубанской митрополии и как?

Эпидемия на всех повлияла. Внесены новшества во время совершения богослужения при пандемии – ношение масок в храме, соблюдение дистанции, подача запивки причастникам в одноразовой посуде, регулярное протирание икон и другие. В наших храмах эти профилактические меры соблюдаются. Что касается вакцинации, то считаю она не должна быть принудительной. Это добровольное дело. В Церкви не должно быть ни препятствий к вакцинации, ни принуждения к ней. Человек должен прислушиваться к советам своего лечащего врача и, если доверяет, следовать его рекомендациям.

Как часто надо причащаться и почему?

У человека должна быть внутренняя потребность в Причащении. Вот как человек, живущий в православии по Евангельским заповедям, чувствует, что ему пара причащаться, пусть так и делает. Еженедельно – пусть еженедельно, но помнить надо, что можно причаститься как в соединение с Господом Иисусом Христом, так и в осуждение себе. Для достойного причащения необходимо должным образом готовиться. Как – об этом знает каждый православный.

Что вы можете пожелать, как напутствие тем, кто не ходит в храм и еще не крещен?

Таких людей призываю задуматься о смысле своей жизни. Все в нашей жизни должно иметь смысл, сама жизнь должна иметь смысл, конечную цель. Наша жизнь, если имеет смысл, не ограничивается земными рамками.

Призываю таких людей вспомнить те духовные традиции, по которым жили наши предки. Познакомиться с православным вероучением. Прийти в храм, даже в свободное для себя время.

 

Вопросы задал Александр Мариинский



 

Источник: bloknot-krasnodar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»