Отдавать ли шестилетку в школу, должен ли будущий первоклашка уметь читать и писать: интервью с краснодарским учителем

Отдавать ли шестилетку в школу, должен ли будущий первоклашка уметь читать и писать: интервью с краснодарским учителем

Фотографии: Виктор Ястребов

В детских садах Краснодара начинается пора выпускных. Пока еще дошкольники собираются изменить свой статус на учеников школ. У родителей уже выросших малышей, в связи с этим, возникает ряд вопросов: отдавать ли шестилетку в школу, что должен знать и уметь будущий первоклассник, стоит ли отдавать ребенка на подготовку к школе и многое другое.

Чтобы разобраться в данной теме, корреспондент «Блокнота Краснодара» пообщался с учителем начальных классов средней общеобразовательной школы №102 (микрорайон Губернский) Ксенией Мельник.

Ксения Владимировна, расскажите, что же должен знать будущий первоклассник. Если раньше читать и писать детей учили именно в школе, то как обстоят дела сейчас?

— По поводу того, что раньше читать и писать детей учили в школе. Сейчас в школе этому тоже учат, но в более ускоренном темпе. К сожалению, не все дети могут быстро это подхватить, в связи с тем, что в классах большое количество человек и небольшое количество минут на урок. За это время достаточно сложно раскрыть материал в полном объеме и уделить максимальное количество внимания каждому ребенку, как бы этого ни хотелось. Ребенок, придя в первый класс, может уже уметь читать, писать и считать. Первый год обучения – он щадящий. Ребенок втягивается в школьную жизнь, и даже плохо читающий или совсем не читающий ученик за первый год обучения научится читать, писать и считать. Но здесь работа должна идти не только со стороны учителя, но и со стороны родителей. Только совместными усилиями мы добьемся хороших результатов.

Отдавать ли шестилетку в школу, должен ли будущий первоклашка уметь читать и писать: интервью с краснодарским учителем

Нужны ли развивающие занятия для дошкольников? Стоит ли отдавать ребенка в частные центры на подготовку к школе, и с какого возраста этим следует заниматься?

— Я считаю, но это лично мое мнение, что развивающие занятия не нужны. Ребенку можно рассказывать какие-то истории, читать сказки перед сном, пробовать учить считать, писать. В принципе, родитель сможет это сделать сам. А водить на специальные развивающие занятия…у ребенка должно быть детство. Он пойдет в школу (а школа это, грубо говоря, такая работа для ребенка) и она у него будет забирать достаточно большое количество времени. И хотелось бы, чтобы до школы у детей не отнимали их детство. Ну, если говорить о среднестатистическом ребенке. Вообще, готовить детей к школе можно начинать и с трехлетнего возраста, и с пяти лет. Это все зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Я считаю, что рекомендованный возраст начала подготовки к школе – пять или шесть лет. Это в той ситуации, если ребенок идет в школу в семь лет.

Если говорить о психологическом состоянии ребенка, как понять, что он готов к школе?

— Если говорить о том, как понять, что ребенок готов к школе, то это видно по самому ребенку. По тому, как он может взаимодействовать с одноклассниками, с учителем. По тому, осознаёт ли он свою позицию. Понимает ли, что его статус изменился: он был дошколёнком, а теперь стал первоклассником. Если ребенок растет в нормальной, здоровой семье, то и его психологическое состояние будет нормальным. Сама адаптация детей к школе зависит от индивидуальных особенностей ученика. Ребенок может быть просто не готов к школе. Если так случится, то необходима не только работа учителя, но и педагога-психолога придется подключать.

Вообще, если ребенок идет в школу в шесть лет, а не в семь, то, перед тем как попасть в первый класс, ребенок проходит определенную комиссию, которая решает, готов он пойти в школу в раннем возрасте или нет.

Отдавать ли шестилетку в школу, должен ли будущий первоклашка уметь читать и писать: интервью с краснодарским учителем

Задают ли первоклассникам домашние задания и как происходит оценивание их знаний?

— Домашние задания в первом классе не задают. Все задания учитель разбирает вместе с учениками в рамках урока. Оценивание знаний и умений первоклассника происходит по тому, как он работает на уроке. «Включен» он в урок или нет, рассеянно ли внимание. Детям всегда нужно давать положительную мотивацию. Если постоянно указывать на недостатки, ребенок просто перестанет работать на уроке. Его знания невозможно будет оценить. Мотивация дает возможность ребенку работать в группе, отвечать на занятии. Чем больше он отвечает, тем понятнее, что он осознает то, что делает.

Если с ребенком родители не занимались, он не ходил в «развивашки», не умеет ни писать, ни читать, не знает цифр и букв, тяжело ли ему будет? Научат в школе, догонит сверстников?

— Если ребенок не занимался с родителями, не ходил ни на какие развивающие занятия, и так далее, и он вообще ничего не умеет, то, конечно, ему будет очень тяжело. Здесь, опять же, необходимо взаимодействие не только школы, но и родителей. Если не будет этого контакта, общей неразрывной цепочки, то ребенку будет тяжело «догнать» своих сверстников. Он сможет это сделать, только если подключатся родители. Педагогическая запущенность негативно скажется на дальнейшем обучении школьника. Если родитель не занимается дома со своим ребенком, то ребенок просто не сможет усвоить то, что дается на уроке. Урок длится всего лишь 40 минут. А ребенку нужно немножко больше. Это «немножко больше» догоняется за счет домашних заданий. А домашние задания дети начальной школы делают с родителями. И если родители не помогут своему сыну или дочери, не подтолкнут к верному решению, то ребенку будет очень тяжело.

Отдавать ли шестилетку в школу, должен ли будущий первоклашка уметь читать и писать: интервью с краснодарским учителем

В Краснодаре школы переполнены и большинство из них учат детей в три смены. Иногда даже не хватает букв алфавита, как было со школой в микрорайоне Московском. Сколько первых классов в вашей школе было в прошлом году? Сколько в среднем учеников в одном классе?

— В прошлом году в нашей школе последним был первый «Ц» класс. Лично у меня в классе 38 человек. У кого-то 39, 40. У кого-то класс небольшой – 26 человек. Это зависит от того, позволяет ли площадь класса посадить такое количество учеников. В нашей школе очень много больших просторных кабинетов, хорошо оснащенных. Но есть и небольшие кабинеты, не рассчитанные на 40 человек.

Правда ли, что в прошлом году в вашей школе в микрорайоне Губернский было столько первых классов, что им не хватило кабинетов, и детки одного класса занимались в коридоре?

— Не совсем соглашусь с тем, что дети занимались в коридоре. У нас специально соорудили на том месте кабинет, он был оснащен компьютером, проектором и прочими дидактическими материалами. В коридоре была установлена специальная шумоизоляционная перегородка, дверь. Единственное его отличие от остальных школьных кабинетов – нет раковины. Просторно, каждому ребенку хватает посадочных мест. В подобных кабинетах, наверное, и до 40 учащихся поместится.

Как учитель справляется с таким большим количеством учеников? Ведь каждому нужно уделить внимание, найти подход…

— Если тебе не нравится твоя работа и если ты, как бы банально это ни звучало, не любишь детей, то ты ни с чем не справишься. Для класса нужно стать авторитетом, чтобы дети тебя слушались. Если ты не будешь являться таковым, то и взаимодействия с учениками не будет. Нужно любить свою работу, не унывать, тогда получится справиться и с большим количеством детей. Действительно, каждому ребенку нужно уделить внимание. В рамках урока это сложно. Но я стараюсь «охватывать» всех детей. Это может быть в течение нескольких уроков, но каждый ребенок за один учебный день у меня должен ответить. Чтобы ему не было обидно, чтобы он понимал, что я его вижу, я ему помогаю. Какие-то проблемы мы можем решить индивидуально на переменах.

Отдавать ли шестилетку в школу, должен ли будущий первоклашка уметь читать и писать: интервью с краснодарским учителем

По каким программам сейчас занимаются учителя начальных классов? Слышала, не все родители ими довольны. Может ли родитель выбрать программу сам?

— Сейчас существует множество школьных программ. Это и «Перспектива», это и «Начальная школа XXI века», и «Школа России». Наша начальная школа занимается по двум последним. И вот я скажу, что большинство учителей хотят заниматься по «Школе России». Она немножко полегче и доступнее для детей, особенно если учитывать количество учащихся в наших классах. Родитель программу выбрать не может. Если в школе установлена именно такая, закуплено именно такое количество учебников, мы не можем выбрать другую. Только та, которая есть в школе.

Отдавать ли шестилетнего ребенка в школу, или стоит годик подождать? Это особенно актуально тем, у кого детки родились осенью, и на 1 сентября им не будет полных семи лет.

— Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Если он психологически готов, настроен, у него есть желание, то можно попробовать. Если ребенок не хочет, ему это не интересно, если он хочет еще играть и у него ведущая деятельность – игра, то стоит подождать. Казалось бы, один год роли не сыграет. Но для ребенка это будет год подготовки, настроя, он пойдет в школу, у него изменится статус. Но это нужно проговаривать. Объяснять, что ты будешь учеником, это твоя обязанность, у тебя будут одноклассники, друзья, учительница. Нельзя просто «выкинуть» ребенка в школу, ничего о ней не объяснив, не рассказав. Лучше, рассказывая про школу, конечно, говорить о положительных сторонах. Первый год обучения самый сложный. И если родители будут заниматься с ребенком, совместно с учителем, взаимодействовать со школой, тогда все будет хорошо для ребенка, и в психологическом плане, и в духовном, и в любом другом.

Ксения Мальшакова

Фотографии: Виктор Ястребов

Источник: bloknot-krasnodar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»