О детском автобусе замолвите слово

Правительство РФ поставило точку в многолетней эпопее вокруг требований к автобусам для перевозки детей. И точка эта ничего особо хорошего маленьким пассажирам, скорее всего, не принесет.

Фото: Ольга Шуклина

Постановление правительства РФ №1527 от 23 сентября 2020 года «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» было опубликовано 30 сентября 2020-го. Вступить в силу оно должно с1-го января 2021, хотя первоначально оно должно было заработать в полном объеме еще в 2018-ом. Камнем преткновения стал запрет на использование при перевозке малолетних пассажиров на машинах старше 10 лет с момента выпуска. В первоначальном варианте правил он был. Но «на дыбы» встали владельцы транспортных, туристических компаний, а также бизнеса развлечений. То есть, фактически все те, кто возит детей на автобусах. Они хором требовали разрешить перевозки детей на автобусах любого возраста – хоть на древнем рыдване. И правительство пошло на встречу мощному бизнес-лобби. Из финального варианта «Правил организованной перевозки группы детей автобусами» исчезло упоминание о возрастном ограничении для этих машин. К ним осталось единственное существенное техническое требование. О нем говорится в пункте 16 правил: «Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, оборудованный ремнями безопасности». Все, больше никаких пожеланий со стороны властей к владельцам автобусов: только ремни обеспечьте, а все остальное как-нибудь само приложится. По факту, автобус может быть самым настоящим рыдваном, только формально отвечающим требованиям государственного техосмотра, но зато с ремнями на сиденьях!

Разумеется, реакция родителей не заставила себя долго ждать. Возмущенные пользователи выкладывают в соцсетях фотографии старых автобусов с ироничными подписями «есть ремень, значит, я могу возить детей». Понятно, что не только закон, но и банальный инстинкт самосохранения водителя (вместе с ответственностью за детей в салоне) будут, в случае, когда владелец автобуса попытается выпустить неисправного старичка с детскими ремнями на сиденьях. Но, как известно – «бизнес есть бизнес, ничего личного»: всегда найдется компания-перевозчик, которая «на авось», рискуя подвергнуть маленьких пассажиров опасности, возьмется делать деньги на перевозках детей на готовой в любой момент сломаться технике.

Да, автобусы строят так, чтобы они выхаживали многие сотни тысяч километров пробега. Но у любой, даже самой выносливой техники, есть конечный срок эксплуатации. И он даже теоретически вряд ли может приблизиться к 10 годам с момента приобретения «баса», – о которых шла речь в первоначальном варианте Правил перевозки детей. Время жизни в 10 лет для автобуса ведь не с потолка было взято. Такая машина может «намотать» такой километраж на одометре, что даже несущая конструкция кузова устанет до критического уровня. А уж о величине износе за это время (и возможном выходе из строя) основных систем автобуса и говорить не приходится. Это касается, помимо мотора и ходовой части, и рулевого управления, и тормозов, и электрики с электроникой – вплоть до того, что к 10-летнему возрасту под вопросом оказывается даже работоспособность дверей. В случае какого-нибудь ЧП, например, спонтанного возгорания старой машины, не открывающиеся двери могут стать причиной трагедии.

Мы говорим о 10-летнем автобусе, а ведь, согласно статистике, средний возраст парка автобусов в нашей стране составляет около 16 лет, но среди них немало долгожителей, существенно превышающих планку среднего возраста. Многие из басов, бегающих сейчас по дорогам России, попали в нашу страну в состоянии б.у. из той же Европы или Азии после того, как их запретили там эксплуатировать, – как не отвечающих ужесточающимся нормам безопасности. Зато у нас такую технику можно не только эксплуатировать, но и возить в ней детей! Мол, а что с машиной может случиться: главное чинить и обслуживать вовремя и будет он ездить долго и счастливо, – говорят те, кто ратует за отмену 10-летнего возрастного ограничения для детских автобусов. Но в том то и дело, что ремонт и обслуживание старой техники, в особенности коммерческой, у нас лежит в своего рода «серой зоне». Прежде всего, потому, что автобусные перевозки – отнюдь не золотая жила. Небольшая прибыль, к тому же падающая на фоне коронавирусных проблем в экономике, вынуждает владельцев автопарков экономить на всем. Для начала в виде самовольного продления интервалов планового обслуживания по принципу: пока деталь не сломалось, зачем тратиться на замену? О том, что выход из строя может случиться прямо на ходу, став причиной трагедии с участием десятков детей, сидящих в салоне, бизнесмен-«экономист» обычно предпочитает не задумываться. А уж если дело доходит до ремонта, то в ход, чаще всего идут самые дешевые запчасти, чаще всего из неопределенного источника где-то на территории Китая. Либо местные ремонтники-самородки гаражного толка «подшаманивают» старенький автобус с помощью кустарных ноу-хау собственного «разлива». Что только добавляет езде на отремонтированном таким образом автобусе элемент «русской рулетки». Ответ на вопрос «как и кто оснащает (или будет оснащать) старые автобусы ремнями безопасности для пассажиров-детей» тоже крайне интересен. Но никто, на самом деле, не удивится, если этим займутся все те же «полугаражные» ремонтные организации.

Таким образом, постановление правительства – это, конечно, лучше чем ничего в деле обеспечения безопасности детских автобусных перевозок. Но куда надежнее было бы обязать автопарки перейти на более современную технику, используемую для такой цели. Дети целей точно бы были.

Источник

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *