Мрачная история новороссийских тоннелей: большинство строителей умерли под обвалами, а проектировщик застрелился

Мрачная история новороссийских тоннелей: большинство строителей умерли под обвалами, а проектировщик застрелился

Два тоннеля были построены за рекордный срок – три года.

25 июня 1888 года железнодорожная линия Тихорецкая – Новороссийск Владикавказской железной дороги была открыта для постоянного движения министром Константином Посьетом. Возле Новороссийска железная дорога пересекала Кавказский хребет двумя тоннелями. Большой тоннель изначально имел длину 1385 метром. Малый – 389 метров.

Сооружение тоннелей было начато в декабре 1885 года и продлилось до 25 июня 1888 года. И хотя ветка железной дороги первоначально строилась однопутной, тоннели проектировались уже с учетом двухпутного движения. Для строивших тоннели рабочих вдоль железной дороги были построены бараки. Строительную контору охраняла рота солдат, казаки и жандармы. Постройка тоннелей в основном велась силами заключенных, живших в поселке Верхнебаканском. Более 3000 заключенных за рекордное время – три года – построили тоннели. Большинство из этих людей либо погибли под обвалами, либо умерли от болезней и непосильного труда. Работы велись безостановочно – днем и ночью – в три смены.

Строительство велось горным способом, одновременно с двух сторон. Выломанный грунт поднимался из колодцев в бочках с помощью вертикального барабана, приводимого в движение лошадьми. Железной дороге необходимо было в двух местах пробиться через горы, целиком состоящие из камня трескуна. Работы велись как ручным способом, так и с применением бурильных машин. На пробивку большого тоннеля понадобилось 15 месяцев работы с Южной стороны и 14 месяцев и 6 дней с северной стороны, из которых следует исключить 4 месяца и 27 дней остановки в следствие залития водой, газами и других случайных причин и обстоятельств. Ручным способом было пройдено 820 метров. А машинами – около 580 метров. При отделке тоннелей использовался кирпич и камень с окрестных месторождений.

С момента постройки тоннели преследует народная байка: мол, так как оба тоннеля в Новороссийске строились с противоположных концов навстречу друг другу, то и инженер-проектировщик в конце строительства обнаружил ошибку в проекте, показывающую, что концы тоннеля не сойдутся. А значит, все затраты и работы строителей были напрасны. И он, осознав это, застрелился. Но в итоге оказалось, что ошибки нет, и тоннели были успешно построены. Однако документальных подтверждений этой истории нет.

Во время Великой Отечественной войны тоннели дважды разрушали и восстанавливали. Причем, сначала советская армия, а затем немецкие войска – военнопленные.

Новороссийские тоннели являются старейшими тоннелями на Северо-Кавказской железной дороге.

Источник информации и видео ютюб-канал «Новороссийск: история где-то рядом».

Источник: ngnovoros.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»