Количество школьных учителей резко сокращается: нашли удобную альтернативу

Недостаток учителей в российских школах наблюдается  уже давно. Если в 2013 году на одного педагога приходилось 15,7 учеников, то по итогам 2019 — уже 18,4. Но переход на дистанционное обучение весной из-за коронавируса подтолкнул  к исходу из учебных заведений сразу максимальное количество учителей. Одновременно с этим почти на треть выросла армия репетиторов, спрос на услуги которых по той же причине значительно увеличился. 

Фото: Геннадий Черкасов

Исследование Института образования НИУ ВШЭ показало, что в российских школах ежегодно увеличивается дефицит учителей. Ситуация настолько плачевна, что нехватка преподавателей неминуемо будет сказываться на результатах итоговой аттестации школьников. В большинстве учебных заведений не хватает учителей математики и русского, при этом экзамены по этим предметам обязательны. Нередко директора учебных заведений формально закрывают эти ставки другими учителями-предметниками, что, естественно, не способствует повышению качества образования.

По данным авторов исследования, дефицит педагогов наблюдается как в городской, так и в сельской местности. Кроме того, общий состав педагогических кадров заметно стареет, так как молодые преподаватели либо вообще не идут в школы, либо быстро увольняются. В результате математику может преподавать не только преподаватель физики, но даже трудовик или физкультурник. Остро не хватает в школах и учителей-дефектологов. В среднем по России на одного такого педагога приходится около 3 тысяч школьников.

— Наша школа считается достаточно престижной в регионе, тем не менее в последнее время с учителями у нас постоянные проблемы, — рассказывает учитель физики из Свердловской области. — Молодые педагоги просто не выдерживают нагрузки, которую сразу же сваливают на них за мизерную для такого количества часов зарплату. А уж после дистанционного обучения весной учителя из школы просто побежали. Часть педагогов старшего возраста осознали, что не выдержат нагрузку в контексте новых правил с беготней из кабинета в кабинет, и ушли на пенсию. Несколько сравнительно молодых учителей полностью перешли на репетиторство. Администрации пришлось в авральном порядке искать новых специалистов, но по-прежнему в школе не хватает по крайней мере двух учителей математики и учителя начальной школы. 

Между тем аналитики одного из сервисов по поиску работы провели исследование, которое показало, что количество предложений от репетиторов в этом сентябре выросло на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В свою очередь спрос на образовательных помощников увеличился на 18%.

Большинство родителей ищет репетиторов для подготовки к ЕГЭ или подтягивания ребенка по одному или нескольким предметам. 35% нужен помощник по математике, 21% — по русскому языку и 4% — по обществознанию или английскому. 

— Я приняла решение уволиться из школы этим летом, дистанционное обучение не для меня, а нет гарантии, что удаленка не вернется опять и в этом году, — рассказывает бывший учитель математики Анна Лосева. — Далеко не все дети способны полноценно учиться дистанционно, и учитель ничего с этим не может поделать. Одно дело заниматься по компьютеру с одним учеником, а другое дело с 30-ю. Сейчас я работаю репетитором и вижу, что у многих детей серьезные проблемы после весны, быстро исправить их при работе в школе с целым классом будет очень непросто. Если учителям придется опять уходить в онлайн, думаю, в конце учебного года они побегут из школ с удвоенной силой. Терпеть такую нагрузку мало кому по силам даже в обычном очном режиме, а в дистанционном тем более.  

Источник

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *